ЧЕРНИГОВ, КНЯЖИЙ ГРАД УКРАИНЫ
ЧЕРНИГОВСКИЙ ЗВЕРЬ
ГЛАВНАЯ О ГОРОДЕ ИСТОРИЯ ЧЕРНИГОВСКИЙ ЗВЕРЬ МУЗЫКА ПАМЯТНИКИ О САЙТЕ НА ЗАБОРЕ


       В XII веке в итоге взаимодействия разнообразных культурных традиций - славянской, античной, ближневосточной, раннехристианской и "гибридной" евразийской - в Черниговских землях стал развиваться особый художественный стиль напоминающий романский. Ярчайшим его образцом является рельеф, украшавший краеугольный камень Борисоглебского собора. Он изображает Черниговского Зверя, фантастическое существо с головой собаки, парой лап, птичьими крыльями и обвитым лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным или рыбьим хвостом.

       Сгусток мощнейшей мифопоэтической энергетики Черниговского Зверя не имеет себе равных во всей Восточной Европе. Предыстория образа уходит в глубину тысячелетий. Древние индоевропейцы верили, что Вселенная состоит из трех уровней: Небес, Земли и Подземного мира. Символом Верха, посланцами Бога Неба были птицы. Срединный уровень представляла Богиня Мать-Земля, символизировавшая не только жизнь, но и смерть и (потому) могла представать в облике хищного зверя, в том числе собаки. Воплощением Низа был змей, который также ассоциировался как с плодородием, богатством, жизненной силой, вдохновением, так и с бедствием, болезнью, смертью.
       Все три уровня соединяло растущее в центре Вселенной Мировое Дерево, корни которого проникали в Нижний мир, а крона - в Небеса. Тема Мирового Дерева присуща практически всем культурам мира, она четко прослеживается в украинских сказках, колядках, в гениальном древнерусском произведении "Слове о полку Игореве", где сказитель Боян "растекался мыслию по древу". В изображении Черниговского Зверя Мировое Дерево имеет вид виноградной лозы. Так образы представителей всех трех уровней Вселенной сливаются в одно существо, воплощающее Космос как живой организм. Такие представления о Космосе, известные во многих мифологических системах, были унаследованы философией и оставались актуальными вплоть до Новейшего времени.
       В литературе белокаменный барельеф с Борисоглебского собора называют Симарглом (Семарглом). Если когда-нибудь будет доказано, что это действительно так, то Черниговский Зверь станет единственным изображением того славянского бога-пса. На Черниговского Зверя чрезвычайно похожи резные "драконы" соборов, построенных в XII в. в Галиче (Украина) Кракове (Польша), Хаммерслебене и Кведлинбурге (Германия). Однако Черниговский Зверь воплощает не только мощь и силу, но и готовность немедленно вступить в битву с Хаосом. В качестве же символа он стоит несравненно выше традиционных геральдических животных, а пластическая красота, выразительность и целостность образа "невозможного" Черниговского Зверя свидетельствуют о единстве и гармоничности мира наших предков..


МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ


мифопоэтическое - то, что относится к созданию мифов. Мифопоэтическими могут быть: эпоха, общество, мироотношение, творчество человека.
Космос - целостное, гармончное мироздание, пребыванием в котором насаждались древние. Представлялся конечным, замкнутым, упорядоченным, прекрасным и приспособленным для жизни человека. Космос окружен Хaосом и временами подвергается опасности быть поглощенным им. Для спасения Космоса эпические и сказочные герои всех народов совершают подвиги.
Не путать: космос (с маленькой буквы) - в языках главным образом постсоветских стран - небесные тела и межзвезное пространство.
Хаос - по мнению древних - первоначало всего сущего, заполненная пустота, ноль и бесконечность одновременно. Иногда поредставал мировым чудовищем, которое все порождает и равнодушно все же пожирает, представляет постоянную угрозу Космосу, который находится внутри него.
Не путать: хаoс (с маленькой буквы) - беспорядок, кавардак.


 

ГЛАВНАЯ О ГОРОДЕ ИСТОРИЯ ЧЕРНИГОВСКИЙ ЗВЕРЬ МУЗЫКА ПАМЯТНИКИ О САЙТЕ НА ЗАБОРЕ
© Сергей и Елена Колесник, Олександр Любенко, Светлана Кокорина
2002